Величайшие длинные планы (шоты) в истории кино

Длинный план (extended take, long take) — это непрерывный кадр в фильме, который длится значительно дольше обычного. Если все сделано правильно, то эти планы создают драматический или усиливающий эффект повествования.

Съемка подобных сцен крайне трудоемка. И пусть в техническом плане спасают стедикамы, тележки и краны, однако, риск ошибиться актерам или съемочной группе настолько высок, что за такие сцены берутся лишь признанные мастера кинематографа.

Как вы заметите, подобные сцены часто встречаются в самом начале фильма, тем самым полностью погружая зрителя в происходящее на экране.

Ниже приведены прекрасные примеры длинных планов. Некоторые из шедевров отсутствуют в открытом доступе. Наверняка, есть упущенные сцены, достойные упоминания.

Goodfellas / Славные парни — кадр «клуб Copacabana» (1990)

Длинный план в ночном клубе Копакабана возник из-за практических проблем: кинематографисты не могли получить разрешение на проход через главный вход в клуб. Тогда Скорсезе решил снять этот проход одним кадром чтобы показать, что жизнь героя бежит впереди него самого, и это касается самого режиссера. Шот снят в 8 дублей.


(тут)

Злые улицы / Mean streets — Кейтел на вечеринке (1973)

Инновационное использование переносной камеры было в значительной степени использовано потому, что скудный бюджет фильма не позволял использовать большое количество камер для съемок. Чтобы действительно реалистично снять пьяную сцену Харви Кеителя, камера была фактически привязана к актеру, в то время как он качается, чтобы создать в сцене одурманенное и пьяное чувство.

Дитя человеческое / Children of Men — Осада (2006)

Продолжительность сцен, снятых одним планом, составляет: сцена в машине, когда погибает Джулиан – 3:58; сцена рождения ребенка – 3:11; Сцена осады – 6:03.

Печать зла / Touch of Evil — Открывающий кадр (1958)

Фильм начинается с продолжительного плана длительностью 3:20, который многими критиками был назван одним из величайших длинных планов в истории кино. Мексикано-американская граница, мужчина, кладущий бомбу в автомобиль, въезд автомобиля в Штаты, где пассажирка указывает пограничнику о кажущемся тикающем звуке, движение по улице и поцелуй персонажей — все уместилось в одном кадре. Затем идет следующий кадр, где движущаяся машина взрывается.

Игрок / The Player — Открывающий кадр (1992)

С точки зрения движения камеры это не такая уж сложная сцена. Оператор со стедикамом движется, в основном, кругами. Но хореография и длительность впечатляют. А больше всего интересна беседа Фреда Уорда и Бака Генри. Генри, естественно, занимается питчингом фильма, при этом упоминает другие известные своими длинными планами фильмы, отдавая им тем самым дань уважения — «Печати зла» и Хичкоковской «Веревке».

Открывающий кадр длится 7 минут 47 секунд. На съемку ушло 15 дублей.

Убить Билла / Kill Bill (2003)

Еще одна прекрасная операторская работа. Тарантино снимал длинные планы и раньше, и в «Бешенных псах», и в «Криминальном чтиве», где камера следовала за Брюсом Уиллисом, направлявшимся от машины к своей комнате, а также кадр мимо домов через пустырь. Но этот еще лучше. Здесь больше работы над хореографией, больше хитового ритма, все идет под музыку. Чего стоит эффект «я могу видеть сквозь стены».

Ночи в стиле буги / Boogie Nights — Открывающий кадр (1997)

Фильм начинается с непрерывной трёхминутной сцены, которая охватывает основных персонажей и завершается показом Эдди Адамса (будущего Дирка Дигглера). Аналогичный приём применён в конце фильма, только Дирк показан в костюмерной отдельно. Камера не прерывает видеоряд и во время первого визита Дирка на порностудию. В том эпизоде момент, когда камера движется вслед за ныряющим под воду, навеян фильмом «Я — Куба».

Горячие новости / Breaking News — Открывающий кадр (2004)

Прекраснейший 7-митутный кадр азиатского производства. Классический гонгконгский боевик открывается массовой перестрелкой полиции с преступной группировкой.

Контакт / Contact — Открывающий кадр (1997)

Удивительное трехминутное путешествие по Вселенной.

Я — Куба / I Am Cuba (1964)

Почти весь фильм снят ручной камерой. Оператор Сергей Павлович Урусевский использовал широкоугольный объектив, чтобы избежать тряски во время ходьбы. В фильме широко использован внутрикадровый монтаж; к примеру, оператор ходит с камерой по залу, спускается на лифте и даже заходит в бассейн.

Уикенд / Weekend — Трафик (1967)

Одно из наиболее ярких творений новой волны и наиболее значительных картин в творчестве Годара. Начальная сцена — нескончаемая пробка на несколько километров, в которую попали герои. Сюрреалистическое путешествие сквозь пробку становится основой сюжета.

Олдбой / Oldboy — Сцена драки (2004)

Знаменитая сцена драки с молотком в коридоре тюрьмы была снята одним дублем. На подготовку съёмки сцены ушло три дня, и в ней практически не используется компьютерная графика. На компьютере был нарисован лишь нож, торчащий из спины О Дэ-Су. Позже, когда окровавленный герой идёт по улице, в кадре видно, что пиджак на нём — целый…

Гармонии Веркмейстера / Werckmeister Harmonies — Открывающий кадр (2001)

Хотя длинные планы венгерского режиссера Бела Тарры (во всем фильме длиной 2:25 есть только 39 планов) спланированы и схореографированы с большой точностью и заботой, Тарр захватывает внимание аудитории, подробно останавливаясь на персонажах так же, как и на мизансцене в целом — позволяя всем аспектам фильма проникать как в сознание, так и в подсознание зрителя. В «Гармониях Веркмайстера» есть пятиминутная сцена с толпой, которая несётся по улице, чтобы сжечь больницу. Зритель спросил Бела Тарра, почему эта сцена должна быть такой длинной, на что тот честно ответил: «Потому, что на движение по улице потребовалось столько времени».

Взгляд Улисса / Ulysses? Gaze — Танцы (1995)

Сам фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля 1995 года и входит в список ста величайших фильмов по версии журнала Тайм. Не без помощи следующей сцены.

Зеркало (Тарковский) — Горящий сарай (1974)

Классическая сцена из фильма Тарковского с внутрикадровым монтажом.

Честь дракона / The Protector / Tom-Yum-Goong — Сцена драки (2005)

Тайланд подарил нам еще одну хорошую сцену. Головокружительная 4-минутная битва героя с толпой снята на стедикам.

Путь Карлито / Carlito’s Way — Сцена в метро (1993)

Брайан Де Пальма использовал свою козырную карту слишком много раз («Костер тщеславия», «Миссия на Марс», «Глаза змеи»), но в «Пути Карлито» сцена преследования в метрополитене действительно великолепна.

(5:49 — 8:05)

Русский ковчег / Russian Ark (2002)

Фильм Александра Сокурова — первое в мире полнометражное игровое кино, съемка которого произведена в режиме непрерывного времени одним кадром, без дублей и без последующего монтажа. Автор идеи фильма «на одном дыхании» в начале XXI века получил техническую возможность осуществить свой замысел — благодаря цифровым технологиям. В режиме непрерывной съемки оператор Тильман Бюттнер прошел по 35 залам музея Эрмитаж. В результате получился полуторачасовой исторический фильм, в котором участвовали 101 актер, 760 человек массовки, 80 членов съемочной группы.

Сатанинское танго / Satantango (1994)

Снова Бела Тарр. Фильм изобилует многочисленными длинными планами, что присуще Тарру. Во всем фильме примерно 150 шотов, некоторые из них длятся по 10-11 минут. Например, первый кадр длится 8 минут. В то время, как во многих фильмах пытаются вставлять короткие кадры, чтобы компенсировать длинные, здесь этого нет.

Круто сваренные / Hard Boiled — Сцена в больнице (1992)

Из-за чрезвычайно жесткого графика у Джона Ву и его съёмочной группы была всего лишь одна попытка сделать ту самую трехминутную сцену перестрелки в больнице, снятую одним планом.

Странные дни / Strange Days — Открывающий кадр (1995)

Фильм Кэтрин Бигелоу начинается со сцены с грабителями, которые скрываются от преследования. Камера ручная, следовательно, картинка дергающаяся и немного тошнотворная.

Ностальгия / Nostalghia — Свеча (1983)

Еще один фильм Андрея Тарковского, настоящего гуру по длинным планам и долгому ритму кадров.

Сияние / The Shining — Мальчик на велосипеде (1980)

Он не так продолжителен и сложен, как другие примеры, но включен в список благодаря знаковой визуализации. Почти все кадры с Дэнни сняты, что называется, «от бедра», то есть на уровне глаз ребёнка. Кубрик сделал это для того, чтобы показать окружающую обстановку именно с точки зрения Дэнни. Оператор стедикама Гарретт Браун снимал многие планы, установив камеру на инвалидную коляску.

Глаза змеи / Snake Eyes — Открывающий кадр (1998)

Отличный кадр Брайана де Пальмы, насыщенный, с огромной массовкой, длится 12 с лишним минут.

Исступление / Frenzy (1972)

Еще один мастер длинных планов — это Альфред Хичкок.

Веревка /Rope — Открывающий кадр (1948)

Этот фильм Хичкок снял десятью планами. «Веревка» стала первым цветным фильмом Альфреда Хичкока. Ввиду дороговизны пленки количество монтажных склеек сведено к минимуму — от четырех до десяти минут (десять минут – таково было максимальное количество времени, на которое хватало пленки в камере). Склейки замаскированы переходами через спины персонажей. Чтобы сделать возможными столь продолжительные непрерывные дубли, съёмка велась в студии с раздвижными стенами на фоне затейливо раскрашенного задника с движущимися облаками из стекла и неоновой рекламой средства для похудения в виде карикатурной фигуры самого режиссёра (это и есть его камео в этом фильме).

Без ума от оружия / Gun Crazy — сцена в автомобиле (1950)

Сцена ограбления банка снималась одним дублем в Монтрозе. Были задействованы только главные актёры и предупреждённый персонал банка. В сцене, снятой изнутри автомобиля, главные герои въезжают в город, добираются до банка, Барт заходит внутрь, Лори отвлекает охранника, затем вырубает его, когда Барт выбегает с деньгами, и оба уезжают. Для съёмок вместо обычного седана был использован длинный Cadillac, в котором сзади разместились камера и жокейское седло для оператора. Диалоги в сцене — чистая импровизация.

И, напоследок, «Профессия: репортёр / The Passenger — Предпоследняя сцена (1975)».

Даже первые рецензенты фильма, в целом воспринявшие его без энтузиазма, отмечали историческое значение последней (точнее, предпоследней) его сцены — той, в которой главный герой встречает смерть в номере осунской гостиницы. Брунетт считает эту исключительную по технической сложности сцену итогом всех экспериментов Антониони с повествованием и кинообразом. В сценарии она первоначально отсутствовала. На ней настоял сам режиссёр. Он же выбрал местом действия захолустную Осуну. Его привлекала идея поместить действие на фоне белой стены арены для корриды — как напоминание о хэмингуэевской «Смерти после полудня». Уже на месте съёмок режиссёру пришла в голову мысль снять сцену убийства Локка одним дублем, при этом оставив само убийство за кадром: «Мне было бы скучно видеть, как он умирает».

За семь минут, снятых одним дублем, перед зрителем проходит добрая половина персонажей фильма. Сцена снималась целых 11 дней. По словам Николсона, ради неё было возведено всё здание гостиницы. Крайне ветреная погода и яркое испанское солнце усиливали резкость перехода камеры из помещения на свежий воздух, в то время как Антониони стремился всеми доступными ему техническими средствами смягчить этот перепад, сделать выход изнутри помещения наружу как можно более постепенным и естественным (как само умирание Локка). Во избежание дрожания камеры на ветру Антониони понадобилась целая система гироскопов. Он снимал ежедневно с 15.30 до 17.00, когда разница в освещении была наименьшей. В начале сцены камера подвешена к потолку, затем она движется к окну, подпиленные прутья решётки незаметно раздвигаются, камера выдвигается из окна, где её перехватывает гигантский кран.

Только на следующий год (1976) появились стедикамы, которые существенно упрощали подобные технологии.

00:12 — 01:25
с 4:37 по 5:58 сменяняется множество планов без единой монтажной склейки. В этом фильме этот приём применеяется несколько раз.

Источник: snimifilm
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s